Заур Оруджев: «Медпросвет» – это движение людей, неравнодушных к своему здоровью и...

Заур Оруджев: «Медпросвет» – это движение людей, неравнодушных к своему здоровью и чужой боли

1642
0
SHARE

30 ноября в отеле Park Inn состоится презентация сайта общественной инициативы “Медпросвет”. Один из основателей проекта Заур Оруджев рассказал порталу inCity.az о причинах блокировки самой популярной в Азербайджане медицинской группы в Facebook, поразмышлял о современном состоянии медицины в стране и проблемах в этой сфере, а также обозначил стратегию развития “Медпросвета” на ближайшую пятилетку.

– В чем уникальность группы «Медпросвет»?

– В социальных сетях не так мало медицинских групп, в том числе азербайджанских. Уникальность нашей группы в том, что она не является группой в прямом смысле этого слова. Группа стала надстройкой, стартом, с которой это все начиналось. В действительности «Медпросвет» можно считать движением. Когда на основании жалоб закрыли группу в Facebook, в течение первого дня 4000 человек без рекламы, без СМИ снова присоединились к нам. Это означает, что люди искали «Медпросвет» в Facebook и находили нас. Сейчас в нашей группе 15 тыс. подписчиков, из них, по нашей статистике, за последние 7 дней были активны 14 тыс. Это говорит о том, что «Медпросвет» – это не группа в Facebook, это движение людей, неравнодушных к своему здоровью, и в случае с меценатами или врачами – к чужой боли.

– Есть ли у группы «Медпросвет» конкуренты?

– «Медпросвет» – это социальный проект, поэтому, думаю, говорить о конкуренции неправильно. У нас есть партнеры. Мы радуемся, когда кто-то делает что-то подобное, помогает людям. И мы всегда рады коллаборации с ними, готовы участвовать в совместных проектах. В будущем, когда наш сайт начнет функционировать, и мы станем отчасти коммерческим проектом, появится юридическое лицо, будем платить налоги, тогда на рынке нам может кто-то составит конкуренцию. Но здоровая конкуренция – это только во благо.

– В связи с чем возникла необходимость создания сайта, ведь в Facebook уже есть активная группа?

– Сайт – это органайзер медицинских услуг. С одной стороны мы хотим коммерциализировать свою деятельность. При этом все, что мы делали до этого бесплатно, мы так и будем продолжать делать на безвозмездной основе. А та коммерческая структура, которая возникнет вскоре, сохранит все лучшие традиции социальной ответственности. Кроме того, она позволит нам иметь больше свободных средств для помощи людям. Вторая причина – это создание своей платформы, поскольку, как уже было сказано, мы не хотим зависеть от алгоритмов Facebook или любой другой соцсети.

– Поддерживает ли ваш проект государство?

– Государство нас не поддерживает, и мы этого не ждем. Хорошее государство – это государство, которое не мешает гражданскому обществу. Вмешательство государства в гражданское общество или бизнес – это, с моей точки зрения, нездоровые отношения.

– Кто или что вами движет, и есть ли у вас спонсоры?

– Нет. Все, что мы делаем, это только личный энтузиазм, свободное время и твердая уверенность в том, что у Бога нет других рук, кроме наших. Если ты чего-то добился, у тебя что-то получилось, у тебя хорошая работа, семья, тебе хватает на жизнь, то дальше ты должен задумываться о своей социальной активности и о том, чтобы быть полезным обществу.

– Каковы перспективы развития вашего проекта?

– После создания сайта сохранится все то, что уже имеется. К тому же появится новшество в виде горячей линии. Иногда наши пациенты жалуются, что в группе задают вопрос, но ответ на него они получают не сразу, а лишь через 7-8 часов. И это очевидно, ведь врачи не получают от нас никаких денег и соответственно отвечают, когда могут. Сейчас мы планируем запустить горячую линию, операторы которой будут отвечать на вопросы в течение дня, а со временем в режиме 24/7. Мы будем помогать найти врачей, отвечать на простые медицинские вопросы, по которым можно дать консультацию по телефону, и это, естественно, очень маленький спектр вопросов, потому что, очевидно, что медицины без очного осмотра не бывает.

Далее мы планируем привлечь врачей, которые, возможно, будут получать зарплату. Деньги для этих целей мы планируем получать от рекламы на сайте. Но, сразу оговорюсь, что на сайте будет фильтр рекламы, мы ни при каких обстоятельствах не будем рекламировать гомеопатию и другие ненаучные вещи.

Помимо этого, на сайте появятся эксперты. В Азербайджане есть топовые специалисты, у которых нет времени на социальную активность – это главы ассоциаций, кафедральные работники, это наши корифеи. Они знают и любят «Медпросвет», но у них нет времени на эту активность. На нашем сайте будет возможность указать этих экспертов и привлекать их в самых тяжелых случаях – редкие заболевания, тяжелые кейсы, когда простые врачи разводят руками. Мы будем отправлять эти кейсы специалистам, и этим серьезно повысим качество оказываемых услуг.

– Итак, 30 ноября планируется презентация сайта. Выступление кого из спикеров ожидается?

– На презентации ожидается выступление трех спикеров, все они – члены нашей команды. Первый расскажет о миссии и видении развития проекта, второй – о маркетинговой стратегии, о том, какой бизнес мы предлагаем партнерам, третий – о благотворительном аспекте проекта. После чего будет фуршет.

– Расскажите о том, как вы начинали?

– «Медпросвет» был создан 8 марта 2016 года мной и Зауром Исламовым. Очень быстро к нам присоединились наши единомышленники. У нас несколько раз менялся состав админов, волонтеров, модераторов. С некоторыми, к сожалению, мы друг друга не поняли. Но это человеческий фактор, рабочие моменты.

– Как вы считаете, почему произошел раскол в группе?

– У нас было требование либерального отношения к модерации. Я сторонник либеральных взглядов, демократии, свободы слова. Но это работает в масштабах государства, к проекту это относить нельзя. Для медицинского проекта, который задался целью, просвещать население, плохо осведомленное в сфере медицины, необходима строгая модерация. Мы установили жесткие правила, и за нарушение этих правил людей из проекта выдворяли. И с теми админами, которые считали, что нужно давать людям слово, распространяя антинаучные мифы, не получалось уживаться. Например, люди с экономическим образованием могли доказывать что-то врачу, то есть учить человека его профессии.

– Почему же вас все-таки заблокировали?

– В нашей группе было 100 тыс. подписчиков. Facebook нас заблокировал из-за массовых жалоб, и мы догадываемся, что они были организованы. Но нет худа без добра. В тех 100 тыс. подписчиков за три года скопилось много неактивных аккаунтов, и раньше из 100 тыс. были активны 60 тыс. Сейчас же из 15 тыс. активны 14 тыс. Группа растет, в команде 11 человек и 5 админов. Это проверенная временем команда, мы слажены, как единый кулак.

– Помимо «Дежурки», какие проекты еще планируются или уже существуют?

– Действительно, хедлайнером до сих пор является «Дежурка». На новом сайте врачи смогут сами создавать темы на форуме, где будут указаны квоты и сроки приемов или чекапов. Сейчас мы думаем о возможности предоставления дорогостоящих полных чекапов для малоимущих бесплатно. У нас хирурги, эндокринологи неврологи уже регулярно делают скидки для пациентов.

Также у нас есть еще один проект, который реализуется совместно с Baku Khazar Rotary Club. Это Клуб склеродермии. Мы обеспечиваем их ежемесячные встречи для обсуждения текущих проблем и приглашаем врачей на эти встречи. Мы сейчас в партнерских отношениях с Центром клинической лаборатории «Referance» и договорились о крупных скидках для наших подписчиков, делаем чекапы по аллергологии и ревматологии. Один из членов Клуба склеродермии прошел здесь чекап.

Также среди наших социальных проектов – это благотворительность и сбор денег. Но в то же время мы всегда подчеркиваем, что не являемся благотворительным фондом, не зарегистрированы как фонд и не позиционируем себя как фонд. Из-за того, что наша платформа собрала огромное число людей доброй воли, на ней зачастую появляются те, кому нужна помощь, и те, кто готов оказать эту помощь. И мы помогаем этим людям найти друг друга, то есть такой нетворкинг можно назвать благотворительностью.

– Мобильные пункты экспресс-тестирования на ВИЧ существуют во многих городах мира. Может ли «Медпросвет» присоединиться к реализации такого проекта?

– Мы полностью готовы взять на себя реализацию таких проектов, для нашей команды это не проблема. Мы можем соорганизовать большое количество врачей, большое количество клиник. Но мы не являемся на данный момент НКО, и если на это будут выделены средства и наша помощь понадобится, то мы с легкостью сможем это реализовать. У нас есть такой функционал.

– Каким вы видите «Медпросвет» через пять лет?

– К 2021 году надеемся стать серьезной консалтинговой компанией в сфере медицины. Помимо этого, планируем организовать премию «Медпросвет» как для практикующих врачей, так и научных работников. Также в наших планах оплата студентам стипендий и развитие медицинского туризма, причем не только из, но и в Азербайджан. Тем более, что потенциал для этого есть. И уже сейчас к нам едут. К примеру, у нас хороший уровень стоматологии и эстетической медицины. И мы уже должны начать конкурировать в этом.

– Давайте поговорим о нашей медицине. Почему наши граждане отправляются на лечение в Иран, Турцию, Россию, Израиль?

– Нужно разделять здравоохранение и медицину в целом от отдельных врачей. У нас практически по всем специальностям есть прекрасные, хорошие врачи. Они не всегда организованы или самоорганизованы. Есть множество подводных камней, множество проблем. Но, честно говоря, за редким исключением, я бы нашим пациентам не рекомендовал ехать заграницу. Если они состоятельные пациенты и хотят услышать второе мнение – это их право. В целом, нет никакого смысла уезжать заграницу на последние деньги. Лучше искать хорошего специалиста здесь, и шанс его найти у себя на родине, имея какой-то нетворкинг, знакомых, «Медпросвет», в конце концов, гораздо больше, чем найти врача в другой стране. Каким бы мощным не было здравоохранение, какой бы сильной и продвинутой не была медицинская наука в той или иной стране, в ней тоже есть плохие врачи, и нарваться там на неквалифицированного специалиста тоже можно.

– Материальное оснащение современных больниц на высоком уровне, но в чем причина, что мы отстаем?

– С опытом все нормально, специалисты обучаться могут. Дело, скорее всего, в закостенелости, традиционном консерватизме восточного человека. Многие врачи старой формации никак не могут переформатироваться. Да, усилия направлены на технические моменты, а речь идет о человеческом факторе. Наверное, нам нужно еще больше вкладывать в просвещение, и каким-то образом стимулировать наших врачей учиться у западных коллег, хотя бы чаще контактировать с ними. К сожалению, не многие наши врачи, только топовые, регулярно посещают международные конференции. Основную массу наших врачей даже не загонишь на знаковых специалистов, привезенных в Азербайджан. То есть наблюдается такой подход, что люди чему-то научились в институте, затем 10-15 лет практики, а потом они считают, что дальше можно только практиковать и не работать над собой. Эти люди преподают своим студентам, и если это даже не преподаватели, они своим примером показывают молодым в клиниках, что так можно, и это передается как «инфекция». Выход только один – постоянное самообразование.

– Чем отличается студент азербайджанского медицинского вуза от студента этой же сферы из других стран?

– Отдельные студенты могут быть одинаковыми как в нашей стране, как тут учились и становились хорошими врачами, так и там. Разница пока в процентах. У нас грамотных, современных, приверженных доказательной медицины выпускников гораздо меньше.

– Президент делает ставку на молодые кадры. Привлекают ли работодатели местных выпускников медвуза?

– Да, я это вижу. Работодатели, которые понимают, что их заработок прямо зависит от грамотности врача, привлекают молодые кадры. Но кадровая проблема, наверное, актуальна не для поликлиник и больниц, а скорее для медицинского чиновничьего аппарата. Мы все прекрасно знаем, что мы молодая республика, и создавать в ней должны люди энергичные и молодые. И как системой ОМС, системой соцзащиты должны заниматься люди от 45 до 60 лет, которые способны на свежие решения и современный подход, то есть необходимы кризис-менеджеры.

– Какими навыками должен обладать современный специалист?

– Любой специалист в медицинской области, особенно молодой специалист, врач должен постоянно учиться. Прошли те времена, когда человек приходил в университет и там умудренные опытом преподаватели как с флешки перекачивали знания из своего мозга в мозг студента. Сейчас знаний настолько много, что на это не хватит и 100 лет, и они постоянно обновляются. Все, что должны сейчас делать вузы и наставники несистемного образования – это учить учиться. То есть учить работать с современной литературой, новыми гайдами, протоколами, рекомендациями, последними технологиями. И если, к примеру, заграницей проходит какая-то медицинская конференция, и, зная, что ее результаты через несколько дней будут опубликованы на сайте, то современный специалист, должен изучить эти материалы, а это требует знания одного из международных языков, как минимум, английского. Помимо этого, врач должен понимать, что его врачебное ремесло – это не станок для обеспечения его материальными благами. Да, конечно, он должен зарабатывать, но огромное количество времени он одновременно должен тратить на образование.

– Онкология охватила мир, и Азербайджан не является исключением. Как снизить риск развития онкозаболеваний?

– Какого-то метода, который был бы универсальным для профилактики онкологических заболеваний, конечно, нет. Однако есть общие, но эффективные рекомендации – это гигиена сна, труда и питания. Это три кита, на которых держится профилактика всей онкологии. В то же время каждое онкозаболевание имеет свои методы профилактики. Например, профилактика рака шейки матки или ряда других онкозаболеваний, вызываемых вирусом папилломы человека, решается с помощью вакцинации девочек до 12 лет и с недавних пор и мальчиков. В Азербайджане это делается на коммерческой основе, в программу вакцинации это не входит. Хотя мы постоянно говорим об этой необходимости.

Тоже самое касается вакцинации от гепатита В. Это снижает риск заражения гепатитом В, а следовательно, развития гепатоцеллюлярной карциномы, то есть первичного рака печени. Своевременный скрининг заболеваний ЖКТ, лечение проблем с желудком, эрадикация (уничтожение) Helicobacter pylori снижает риск развития онкологии желудка.

– В Азербайджане существует проблема нехватки лекарств, об этом пишут и в «Медпросвет». В чем, на ваш взгляд, проблема?

– Проблема в регулировании цен. Страна, которая хочет регулировать цены, должна сама производить лекарства. Мы, к сожалению, мало производим, у нас нет серьезной фармакологической продукции.

– С 1 января 2020 года в Азербайджане будет введено Обязательное медицинское страхование (ОМС). Что вы об этом думаете?

– Это очень сложный вопрос. Сам принцип ОМС – это, скорее, благо для нас. Во многих системах ОМС, даже в Европе, есть проблемы. Но, в целом, изменения, которое ОМС принесет в реалии азербайджанской медицины, будут не косметические, а тектонические.

С другой стороны, к системе ОМС необходимо привлекать частный капитал, поскольку только государственные страховые компании и государственные клиники с этим не справятся. Я могу ошибаться, но пока такое предположение я могу сделать, основываясь на своем опыте врача и общественного деятеля.

– Что даст гражданину Азербайджана статус застрахованного лица в системе ОМС?

– По сути ситуация странная. У нас и так по закону медицина бесплатная. Но ОМС – это попытка применить инструмент, чтобы реализовать это право. К сожалению, сейчас оно не работает, и медицина не до конца бесплатная. Пациентам иногда приходится платить в государственных учреждениях здравоохранения. И не секрет, что порой врачи берут деньги в государственных больницах за выполненную работу. Конечно, при зарплате в 300 манатов врачам сложно прожить и поэтому некоторые из них просто вынуждены идти на такие шаги. Чтобы предотвратить это, необходимо повысить зарплату, и после этого ужесточить наказание за незаконные поборы.

– Врач в Азербайджане сегодня: кто он?

– До последнего момента, до реформ, которые, надеюсь, приведут к чему-то положительному, врач в частной клинике был маркетологом. В частных клиниках упорно не хотели заниматься маркетингом и возлагали все на плечи самого врача, то есть искать и привлекать пациентов. В государственных клиниках некоторые врачи были поставлены в положение людей с протянутой рукой.

Но с реформами в здравоохранении система меняется, появляются новые рабочие места, потребность в высококвалифицированных кадрах, в частности узких специалистах, растет, особенно это касается районных больниц.

И еще подчеркну, что от нас, граждан, тоже очень многое зависит. Государство готово слушать и идти на контакт, когда видит конструктивную критику. Не стоит ждать инициативы от чиновников, инициатива должна исходить от тех, кому они служат.

НЕТ КОММЕНТАРИЙ

ОТВЕТИТЬ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.