24 октября в Узбекистане состоятся президентские выборы. С большой долей вероятности победу на них одержит действующий глава государства Шавкат Мирзиёев. И такой исход голосования представляется желательным для всей Центральной Азии. Но почему?
Мирзиёев руководит страной c 2016 года. Сегодня он стал стал настоящим политическим тяжеловесом, сравнявшись авторитетом со своим предшественником – Исламом Каримовым, который руководил республикой с 90х до смерти и даже получил неофициальный титул «юртбаши». Народ Узбекистана в 2016 году сделал свой выбор осознанно – и остался в выигрыше.
Хотя Мирзиёев и считается продолжателем курса Каримова, однако, при нём Ташкент взял курс на некоторую либерализацию. В сложном клановом обществе Узбекистана важно сохранять баланс.
Нынешнему руководителю республики это удалось, хотя скептики сначала прогнозировали чуть ли не распад страны. Борьба с коррупцией, реформы силовых ведомств и армии, открытие границ – все это уже сейчас называют «наследием Мирзиёева».
Между тем, народ Узбекистана связывает свои надежды именно с победой действующего лидера. Основной запрос в обществе республики – рост благосостояния. У Мирзиёева есть ответ на эти надежды: масштабные экономические проекты, которые принесут выгоду не только Узбекистану, но и всему региону Центральной Азии. Буквально месяц назад на встрече с представителями Исламского банка в Ташкенте президент предложил разработать проект под названием «Зеленый коридор — от Западной Африки до Восточной Азии». Такой проект будет интересен и соседним Казахстану, Таджикистану и Туркмении, а также Китаю, России, Индии и Пакистану. Наряду с китайским «Новым шёлковым путем» такой проект превращает центральноазиатский регион в настоящий перекрёсток торговых путей и транспортных коридоров.
Для освещения выборов уже аккредитовано свыше 1,5 тысяч журналистов и 970 международных наблюдателей, заявил глава ЦИК Узбекистана Зайниддин Низамходжаев. Эксперты отмечают, что Ташкент привлек рекордное число заинтересованных наблюдателей. Однако сейчас Узбекистан сталкивается с нарастающим давлением внешних сил, которые бы хотели повлиять на выборы в этой республике.
Международная организация Human Rights Watch в преддверии голосования опубликовала доклад, в котором утверждается, что власти Узбекистана якобы ужесточили ограничения на свободу СМИ и обеспечили отсутствие в списке оппозиционных кандидатов. Сейчас на высший пост, помимо Шавката Мирзиёева, претендуют ещё четыре человека. Своих кандидатов выдвинули все зарегистрированные партии.
Впервые в выборах президента Узбекистана участвует женщина: Народно-демократическая партия выдвинула Максуду Ворисову. Для страны с преимущественно мусульманским населением – это большая редкость и свидетельствует об определенном социальном прогрессе. Если вдуматься, то зачем тогда такой набор кандидатов? И тем более женщина в списке? Определённо, в риторике HRW есть манипуляции. При этом в том же заявлении организации особо отмечаются успехи действующего президента в реформах.
Манипуляцией является и широко тиражируемое мнение, что оппозиционным партиям якобы не позволили выдвинуть своих кандидатов. Заместитель спикера парламента Узбекистана Садык Сафаев, общаясь с журналистом BBC, заявил, что те, кто жалуется на якобы недопуск к выборам, попросту не выполнили требование закона и не набрали нужное число подписей. При этом Сафаев отметил, что «Узбекистан заинтересован в появлении оппозиции, которая будет следовать требованиям закона. Сегодня никто не считает оппозицию разрушающей силой». Да и сам Шавкат Мирзиёев неоднократно заявлял, что только приветствует появление оппозиции в стране.
Показательна история ташкентского блогера Миразиза Базарова. Сейчас он находится под следствием по делу о клевете. В начале этого года он критиковал президентские выборы. Однако ещё раньше он высказывался в поддержку прав ЛГБТ. Что примечательно – в законодательстве Узбекистана прямо прописано: однополые отношения являются преступлением. И в стране, где сильна своя культура и распространены мусульманские обычаи, это совершенно понятно и объяснимо. Базаров знал об этом и продолжал явно раздражать и провоцировать общество. Кстати, в качестве меры пресечения ему избран домашний арест. Даже не тюремное заключение! То есть, скорее – воспитательная мера.
Заявления о недоверии к президентским выборам внутри Узбекистана исходят только от тех, кто просто не заинтересован действовать по закону. А когда к таким голосам присоединяются и «эксперты» международных организаций, то становится понятно, что это просто очередная попытка раскачать ситуацию в ключевой для Средней Азии стране. Возможно, кому-то извне хотелось бы, чтобы рядом с беспокойным ныне Афганистаном появилась такая же беспокойная страна. И, конечно же, это не разговор о правах человека или чём-то подобном. Специалисты по созданию «управляемого хаоса» есть в ведущих разведках стран Запада. Упомянутый уже Афганистан – последствия такой политики.
Всей Азии сегодня нужен понятный, предсказуемый и прогнозируемый Узбекистан. Узбекистан, который победил коррупцию, открыл границы, готов к масштабных транснациональным проектам и процветанию. И, судя по всему, народ Узбекистана сделает правильный выбор 24 октября.