По приглашению Центра азербайджанско-русской культуры и солидарности в Москву приехал заслуженный артист Азербайджана, а также ведущий и режиссер Бахрам Багирзаде. В эксклюзивном интервью легендарный КВНщик поделился своими воспоминаниями.
– Бахрам, в одном из своих интервью на вопрос “Считаете ли Вы себя успешным человеком?”, вы ответили “Да”. На Ваш взгляд, в чем секрет успеха?
– Во-первых, в вере. На мой взгляд, человек обязательно должен верить во Всевышнего, и чтобы он не начал делать, будь то журналистика, бизнес или тот же КВН, человек всегда должен уповать на Всевышнего. Ведь, удачу и успех нам дает Всевышний. Только уповая на Него мы должны начинать любое свое дело, и параллельно конечно же, быть человеком образованным и подкованным в своей сфере деятельности.
Талант, как говорил Вагиф Мустафазаде, это 50% твоего успеха, остальные же 50% зависят от твоего трудолюбия и постоянной работы над собой. Когда я начинал свою творческую карьеру у меня было чуточку таланта, и я понял, чтобы обрести все остальное мне нужно работать в десять раз больше остальных.
К примеру, взять команду “Парни из Баку”, ведь когда я только пришел в нее, то в команде играли уже очень опытные ребята и я, посмотрев вокруг понял, что мне нужно будет приложить больше усилий, чтобы быть тоже лучшим в своем деле. И если ребята репетировали 4 часа, то я проводил за репетициями по 8 часов, чтобы мне, 19 летнему парню, который случайно попал сюда, оправдать все ожидания, а прежде всего свои.
– Кстати, говоря о Вас, нельзя не вспомнить КВН. Какой след Бахрам Багирзаде оставил на планете КВН?
– Меня пригласил в КВН покойный Анар Мамедханов, и изначально я был в роли танцора, так как я на тот момент занимался танцами еще. Но по случайному стечению обстоятельств, на одной из репетиций я заменял заболевшего товарища, и тогда получил абсолютно другую роль на сцене.
И так, спустя время мы приехали в Москву для участия в КВН, а на одной из наших репетиций оказался Юлий Соломонович Гусман. Ему было интересно наблюдать за молодыми ребятами из его родного города. На тот момент у меня было всего две фразы на всю игру, но на протяжении долгого времени я отыгрывал шутки за остальных, а Юлию Соломоновичу это очень понравилось. Он подозвал к себе Анара, и указав на меня сказал: “Анарчик, поставьте этого парня в центр и дайте ему кепку”. Вот таким чудным образом на сцене появился мой образ азербайджанца с кепкой и продолжается по сегодняшний день.
Это первое, что я привнес в КВН, а второй моей визитной карточкой было то, что я первый КВНщик, который заговорил на сцене на родном языке. Конечно, фраза мною проговаривалась от первой буквы до последней, но где-то в самом конце я мог вставить полюбившееся мне словосочетание на азербайджанском и зрители очень положительно приняли такого Бахрама Багирзаде.
– Как Вы считаете, насколько связи и знакомства могут быть полезными для человека в борьбе за место под солнцем?
– Вы знаете, даже если человеку можно помочь и где-то продвинуть его благодаря связям и знакомствам, это никогда не даст результата, если человек не имеет способностей и стремления. В жизни ничего не случается просто так, и поэтому человек, не приложив никаких усилий, не может в миг добиться успеха только лишь благодаря своим проверенным знакомым.
Всевышний всегда воздает тому человеку, который трудится не покладая рук. И разве мог бы Муслим Магоммаев стать легендой, если бы не проделал огромную работу над собой и не развивал бы тот талант, которым его наделил Бог? Какие связи и знакомства помогли ему стать тем, кого мы сегодня вспоминаем с большой гордостью и любовью?
Поэтому если отвечать однозначно, то скорее нет, связи без наличия таланта и трудолюбия, это провальный путь, который ни к чему не приведет.
– Вы помните свои первые заработанные деньги?
– Моя трудовая деятельность началась с поста чернорабочего, и несмотря на то, что многие ныне уважаемые люди не признают этого факта из своего прошлого, я всегда заявляю об этом, про себя, с гордостью.
Помню как сейчас, я работал в типографии, разгружал 500-килограммовые рулоны бумаги и получал зарплату в размере 114 рублей. В 16 лет мне было уже стыдно просить деньги у отца, и поэтому я зарабатывал на жизнь честным трудом. А типография, в которой я работал, находилась прямо напротив здания МВД. И в один прекрасный день ко мне подбежали товарищи с озабоченным видом и начали спрашивать:
– Бахрам, ты подрался?
– Нет!
– Ты украл книжку?
– Нет!
– А что ты наделал? За тобой пришел полковник МВД.
И когда я вышел из типографии, то увидел перед собой отца. Он работал у меня начальником полит. отдела Азербайджанской ССР и был суровый бакинский парень.
– Ты поел?
– Да.
– У тебя деньги есть?
– Да.
– Хорошо, тогда возвращайся на работу.
И все мои коллеги в один голос начали спрашивать: “Это твой отец? А что ты тут делаешь?”
А я зарабатывал себе на жизнь честным трудом, как меня учил мой покойным отец.
И уже спустя 6 лет я пришел в эту типографию, где издали мою первую книгу. А сейчас, когда я уже захожу в типографию в роли издателя и вижу, что к примеру, кто-то недобросовестно относится к своей работе, то тут же показываю ему, как лучше сделать, чтобы работа пошла быстрее. Зачастую работники с удивлением смотрят на меня, на что я им всегда с улыбкой отвечаю: “Сынок, я начал работать в этой типографии на твоем месте, когда ты еще даже не родился на свет. И тебе тоже может повезти, также как и мне. Просто возьми и сделай, то, что ты хочешь. Твои усилия всегда будут вознаграждены свыше!”
– У каждого бакинца существует такое священное понятие, как “бакинский дворик”, и самые драгоценные воспоминания связаны с этим понятием. Хотелось бы узнать, какой он Ваш, “бакинский дворик”?
– Он светлый, состоящих из определенных запахов детства. Недавно я писал статью как раз про “Запахи Баку”, и я точно знаю, как пахла каждая улочка из моего детства. Каждый раз, когда мне грустно, я хожу по этим улицам в поисках тех самых запахов: начиная с крепости и заканчивая Кубинкой.
Сейчас Баку очень изменился, и это абсолютно не тот город, где я рос. Но зато, сейчас это город Джавида Багирзаде, то есть моего сына. У него есть свои любимые места в родном городе, которыми он восхищается (Port Baku, White city). Он с гордостью говорит об этих местах, а я равнодушен к ним и это абсолютно нормально: меняются поколения, город вокруг нас и вкусы у каждого поколения свои, о которых как говорят, не спорят.
– Мы уже поговорили о Вашем городе детства, но если снова вернуться в воспоминания, то вы можете рассказать как проходил праздник Новруз в вашем Баку из прошлого?
– Новруз у меня ассоциируется с моими покойными тетушками по материнской линии. Так как моя мама была самая младшая, то в канун праздника все ее шестеро сестер собирались у нас дома, и каждая приходила с пакетом, где был определенный праздничный набор продуктов. Начиналось самое интересное: в течении недели у нас происходил процесс, который я именовал “Пиш Тюш” (улыбается). То есть целую неделю, семеро женщин трудились не покладая рук, и готовился весь ассортимент сладостей, а также национальных блюд сразу на семь семей.
И вы знаете, в нашем роду было всего два человека, которые наносили идеальный узор на шекербуру, это я и мой отец (смеется).
В то время такой запах праздничных блюд стоял в каждом дворе, ведь приближался грандиозный азербайджанский праздник.
А уже после всех приготовлений праздничного стола, начинался другой интересный этап: это игры и гадания.
Девочки ходили и подслушивали разговоры соседей (одно из гаданий на Новруз), а мы с ребятами собирались командами и ходили Papaq atmaqa. Полученные сладости мы собирали в общий котел, а потом все вместе пили чай с честно заработанными пахлавой и шекербурой (улыбается).
– Бахрам, как известно, Баку всегда позиционирует себя толерантным городом, где могут жить в мире и спокойствии представители всех религий и наций. Вы можете на примерах из собственной жизни доказать данную теорию?
– Вы знаете, я не очень люблю слово “толерантность”, и в особенности когда нас, азербайджанцев, обзывают этим странным словом. Мы всегда были и остаемся такими открытыми людьми по своей природе. И это произошло еще задолго до того, как появилось такое новое и модное слово,”толерантность”.
Мое детство прошло таким образом: на Пасху тетя Наташа приносила нам кулич, а дядя Соломон угощал мацо, или же на Новруз мама угощала соседей пахлавой. Понимаете, мы росли в одной большой семье, где было принято отмечать праздники друг друга и жить, как говорится, в мире и согласии. Представители всех этих национальностей вместе ходили и болели за футбольный клуб “Нефтчи”, или же за команду КВН “Парни из Баку”.
Но это была и есть норма для азербайджанского народа, и для нас нет ничего удивительного в этом. Да, мы такие!
– В завершении нашей беседы хотелось бы спросить, что Вы пожелаете Центру азербайджанско-русской культуры и солидарности?
– Во-первых, я хотел бы выразить благодарность данной организации, за то что они организовали мой досуг и предоставили возможность встретиться со своими соотечественниками в Москве. У нас сегодня прошла очень теплая встреча, и хочется сказать спасибо всем тем, кому была интересна наша беседа, а Центру, безусловно, больших успехов в реализации их дальнейших проектов!
Беседовала: Айтач Гасанова