Крымские татары…
Народ, который еще в недавнем страшном прошлом был, вычеркнут даже из энциклопедии народов СССР. Его хотели стереть с лица земли, даже память о нем не должна была остаться в умах людей, да и в умах самого народа. Полное забвение – вот приговор палача! Что же он такое сделал и что это за народ такой, снова и снова всходящий тысячами ростков из пепелища? Откуда корни его, откуда иммунитет такой «не стираемый»? Кто они такие – крымские татары?
Со второй половины 18 века, начались хождения по мукам народа крымского, родившегося из глубин земли своей.
Вобравшего, впитавшего в себя, на генетическом уровне, историю и культуру, искусство и быт, десятков народов и этносов, пришедших, в этот райский уголок, с самых незапамятных времен. И получивший расцвет государственности во времена Менгли Гирая, да такой расцвет, что даже сегодня в музеях мира мы видим письма, европейских дипломатов того времени на крымскотатарском языке. Повелители материков с конницей подобной ветру и войнами подобным молнии. И ханы, которые изумительным образом могли совмещать в себе поэта, музыканта и война. Ханы, которые из личных денег строили учебные заведения, мечети, монастыри и синагоги, и берегли своих подданных вне наций и конфессий.
Этнос, имевший настолько богатую культуру, что даже ни многовековая планомерная ассимиляций царской империи, в результате которой сотни,сотни тысяч представителей этого народа, две трети нации; интеллигенция, купцы, богословы – свет общества, были вынуждены покинуть свой родной край и уехать на чужбину, а оставшиеся, замкнувшись в себе и вплоть до Исмаила Гаспринского, жить в своем маленьком мире, обиженные и озлобленные, ни даже нечеловеческие репрессии коммунистов, не смоли лишить их национальной культуры, идентичности и духа.
Гаспринский…
Нельзя говорить о крымскотатарском народе и не говорить об Исмаиле Гаспринском, отце тюркского мира и гении вдохнувшем вторую жизнь в свой народ.
«Еще при жизни его заслуги были оценены так высоко, как заслуги немногих выдающихся людей в истории Планеты. Его называли «Величайшим мусульманским реформатором XIX века», «человеком, разбудившим тюркский мир», «инициатором политического и культурного ренессанса мусульманских тюрков». Вся его жизнь была посвящена одной цели – просвещению тюркских народов в самых разнообразных аспектах этой деятельности, но, прежде всего, за счет непрерывного на протяжении нескольких десятилетий издания первой двуязычной русско-татарской газеты «Переводчик-Терджиман».
Если одной фразой выразить то, что удалось сделать Гаспринскому, то эта фраза может быть такой: до начала деятельности просветителя крымские татары были просто населением (благодаря столетней работе имперской машины – добавил бы я), после завершения – стали народом. Жизнь просветителя трудно переоценить. Поскольку вся его жизнь – подвиг. Особого масштаба и особого рода. Этот подвиг нельзя сравнить ни с эффективной победой полководца, одержавшей победу в сражении или войне, ни с деятельностью государственного деятеля, проведшего решительные реформы, ни с выступлением артиста, талант которого завораживает, ни с трудом ученого, сделавшего гениальное открытие. Просветитель сделал все, что могли бы сделать все они вместе – полководец, государственный деятель, артист, ученый. И больше…» – восхищенно пишет о Гаспринском, в своей книге «Крымские татары и вызовы XXI века» наш современник, академик РАЕН, профессор, российский философ, историк, востоковед, основатель школы социоестественной истории Эдуарт Кульпин-Губайдуллин.
Господь отправил Исмаила Гаспринского в народ, в важнейший момент его жизни, чтобы дать ему второе дыхание, силы и право на жизнь, чтобы возродить в нем уснувший на сто лет иммунитет, чтобы крымские татары смогли перенести и выжить одно из самых чудовищных преступлении XX века – репрессии коммунистов.
Именно с революцией 1918 года началось беспрецедентное по своим масштабам уничтожение целой нации. Десятилетиями, систематически уничтожалась вся интеллектуальная элита нации, вплоть до сельских учителей, если в них была замечена хоть какая-то искорка на возрождение народа.
Но этим не закончилось…
18 мая 1944 года весь народ был огульно обвинен, в предательстве и депортирован на смерть. В результате этой подлой клеветы и депортации 46,2% крымских татар погибли во время депортации и в первый год существования в резервационных лагерях. Другого названия этому нет. Целый народ был фактически лишен не только национально-культурных прав, но и права быть человеком! Это мы знаем не из книг, а из рассказов наших стариков, которые задыхаясь в слезах, передавали нам ту боль, обиду и желание жить…
Но Гаспринский уже разбудил народ, и его ничто не могло остановить от желания жить, развиваться и вернуться на родину, чтобы написать новую историю, старого народа.
Только мы знаем, чего нам стоило возвращение на Родину.
Несмотря на клевету, унижения, оскорбления всяческие ограничения, без права выезда с мест резервации и тем более посещения Крыма, народ работал, учился и развивался в местах депортации. В результате многолетнего адского труда, крымские татары поднялись духом, построили свои дома, выучили детей и наконец, зажили«нормальной человеческой» жизнью, если конечно можно назвать «человеческой» жизнь, где у тебя нет имени, нации, родины…
Как только, «на горизонте»мелькнул луч надежды на возвращение на Родину, по началу сотни, а затем и тысячи крымских татар за бесценок оставили свои дома, нажитое имущество и начали возвращаться в Крым. К примеру, моя семья приехала в Крым и купила дом в семидесятых. Их снова депортировали, разрушив дом, и они поселились в Тамани, рядом с Крымом. Так же тысячи семей поселились в Краснодарском крае и Херсонской области, только что бы быть поближе к Родине.
Так прошло еще нелегких, двадцать лет, когда народ заново работая, наживал себе состояние, воспитывая новое поколение. И вот, наконец, перестройка, гласность, демократия…
Откуда мог знать этот бедный народ, что его это не касается?!
Уже давно вернулись на Родину и получили свои права чеченцы и ингуши, карачаевцы и балкарцы, «мир изменился» и все должно было быть хорошо. Но ни для крымских татар…
Народ, снова оставив дома и имущество за бесценок, массово двинулся в Крым и столкнулся там, лицом к лицу, с бесчеловечным лицемерием, беззаконием и варварством.
Власти систематично, бессовестно настраивали местное население против возвращающихся на родину крымских татар.
Ни глотка воды, ни прописки, ни работы, ни метра земли без крови и пота, без милицейских дубинок и «изрыгания» ненависти местных властей. Как будто не было реабилитации, как будто не было перестройки, гласности, как будто ничего не было, все по-старому…
Тысячи людей жили в землянках, дети наши в школах были мишенью издевательств и избиений. Однажды как-то в Судаке на очередной «поляне протеста» – язык не поворачивается сказать «само-захват земли», так как законных путей для крымских татар не существовало, мы до сих пор были вне закона, снова приехали автобусы с милицией, снова будут избиения, тюрьмы, высылки.
Наши отцы налили на себя бензин, взяли рядом газовые баллоны и тихо стояли с зажигалками в руках, смотря, на толпу милиции, в несколько раз превышавшую их по численности. Власти побоялись напасть на народ, помня опыт самосожжения Мусы Мамутова под Симферополем. Эту картину можно было наблюдать в разных уголках нашей родины в те тяжелые девяностые. Потом бандитский Крым, травля, клевета, снова травля, снова клевете…
За последние 20 лет, по большому счету, крымские татары не получили ни одного метра земли, согласно своему праву на землю, как простой гражданин государства, я уже не говорю, о каких то правах депортированных.
Они не требовали ни своих домов, ни имущества, в их домах продолжали жить те, кто вселились после депортации. Они не беспокоили живущее население, понимая, что их вины в этом нет. Они требовали у государства клочок земли и работу – права на жизнь, как у всех.… Но нет! Все это было и прошло, а что то может и продолжается, но ни так агрессивно, ибо народ уже освоился и доказал кровью и потом право быть и жить на родной земле.
Что бы там ни было, вопреки и, не смотря на, все, что делали власти, крымские татары вернулись, снова выстроили свои дома, выучили своих детей и активно восстанавливают свой язык и культуру, искусство и экономику.
Они хорошо понимают, что в ответе за эту землю и народы, которые на ней проживают, даже если пока эти народы не понимают этого. И готовы своей культурой, искусством и трудом, служить во благо общества и человечества, так как это завещал отец крымскотатарского народа Исмаил Гаспринский. И как всегда они это будут делать, несмотря и вопреки всем тем, кто этого не желает.
Мира, добра и взаимопонимания хочет крымскотатарский народ на этой земле и ничего другого. И доказательство этому – сложнейший путь мирного возращения этого народа на свою исконную Родину – Крым!