Интервью с Ниджатом Мамедли: Мы пропагандируем нашу толерантность, наш образ жизни, нашу...

Интервью с Ниджатом Мамедли: Мы пропагандируем нашу толерантность, наш образ жизни, нашу модель мультикультурализма

1291
0
SHARE

Баку, 3 апреля – inCity.az/ Интервью с руководителем международного отдела Государственного комитета по работе с религиозными организациями Азербайджана Ниджатом Мамедли.

– Расскажите, пожалуйста, о деятельности Госкомитета по работе с религиозными организациями.

– Комитет является государственным органом, осуществляющим государственную политику в сфере религиозной деятельности.

Как известно,  Азербайджан – секулярное государство, то есть религия отделена от государства. Да, правительство поддерживает религиозные общины, но в то же время, государство дистанцируется от всех религий, и даже не смотря на то, что в Азербайджане большинство населения составляют мусульмане (около 96%), все религии для Азербайджана являются равными.

Наш комитет отвечает за регулирование деятельности религиозных организаций и общин, в том числе и занимается их регистрацией.  Сейчас в Азербайджане всего 749 зарегистрированных религиозных организаций.

Еще одно важное направление – это то, что мы проводим просветительскую деятельность, особенно среди молодежи, ведь она, как известно, является уязвимой группой для радикалов и экстремистов. Для этого комитет с помощью ученых и специалистов проводит различные конференции, семинары, чтобы представить истинное лицо всех религий, в том числе Ислама.

– Вы с 2013 года руководите международным отделом в госкомитете. Каковы его основные направления деятельности?

–  Напомню, что комитет был создан 21 июня 2001 года в соответствии с пунктом 48 Конституции Азербайджанской Республики о религиозных свободах Указом Президента № 512 для контроля деятельности религиозных организаций в стране, а также для того, чтобы защищать, создавать условия и гарантии религиозных свобод граждан и жителей Азербайджана. Всего в головном офисе 9 отделов, а также есть 17 региональных.

Наш отдел налаживает международные связи с подобными организациями за рубежом – это, конечно же, мусульманские страны, некоторые европейские государства и страны СНГ. У нас налажено тесное сотрудничество со многими из них. Мы организуем в различных странах конференции и мероприятия, чтобы показать, что Азербайджан – это многонациональное и многорелигиозное государство.

Мы пропагандируем нашу толерантность, наш образ жизни, нашу модель мультикультурализма, показываем, как в Азербайджане мы живем мирно. Для этого мы принимаем участие в профильных мероприятиях по всему миру.

– Вы уже отмечали, что в Азербайджане религия отделена от государства, но при этом религиозным организациям оказывается поддержка. Какого рода поддержку госкомитет им оказывает?

– В нашу компетенцию входит проверка, отчетность и контроль религиозных организаций, но основной приоритет – это просветительская и административная работа (в том числе регистрация или перерегистрация религиозных  организаций).

Кроме того, мы занимаемся распределением финансовой помощи, которое государство выделяет на нужды религиозных организаций. Данные средства выделяются для реализации социальных проектов, представленных этими организациями и прошедших экспертную оценку.

Конечно, по закону, любая религиозная община, которая прошла регистрацию в госкомитете, может получить финансовую помощь. Но при отборе социальных проектов мы также учитываем деятельность самой организации, количество членов, ее активность, репутацию и др. критерии.

– То есть госкомитет оказывает и правовую, и финансовую помощь религиозным организациям. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о последней.

– Что касается правовой помощи, то это наша ежедневная работа с религиозными организациями. Говоря о финансовой помощи, нужно сказать, что государство выделяет определенную сумму на реализацию проектов этих организаций. Так, в 2015 году для этих целей было выделено 2,5 млн манатов. Естественно, сумма помощи зависит от проектов. Мы стараемся действовать справедливо, чтобы средства были распределены между как можно большим количеством организаций. Еще раз подчеркну, что эти средства выделяются только на реализацию проектов зарегистрированных религиозных организаций. Среди проектов – проведение конференций, мероприятий, издание просветительских материалов, книг и др. После оценивания комиссией проектов мы осуществляем финансирование.

Большую помощь также оказывает и лично президент Азербайджана Ильхам Алиев. Например, в прошлом году президент выделил для функционирования православной общины 250 тыс. манатов,  для Управления мусульман Кавказа – более 1 млн манатов, для горских евреев – 250 тыс. манатов, для других христианских (европейских) общин  – 100 тыс. манатов.

При распределении денег учитывается принцип пропорциональности. Как я уже говорил, из 749 зарегистрированных в Азербайджане религиозных организаций 28 немусульманские. С учетом этого мусульманским организациям выделяется, например, 1 млн манатов, а немусульманским – около 700 тыс. манатов. Исторически сложилось, что мы проживаем вместе с представителями других конфессий, поэтому мы, конечно же, стараемся поддерживать немусульманские религиозные организации.

– Ниджат муаллим, расскажите, пожалуйста, о многообразии религий, представленных в Азербайджане?

– В Азербайджане представлены практически все религии мира. Это Ислам, в том числе шииты и сунниты, у нас зарегистрировано 17 христианских организаций, которые представляют практически все его направления, но самые большие – это католики, православные и протестанты, 8 еврейских религиозных организаций, 2 – бахаи, 1 – кришнаитов и др.

У нас принято, хотя и неофициальное, деление на традиционные и нетрадиционные религии.  Традиционные – это те религии и их направления, которые исторически существовали в Азербайджане, нетрадиционные – которых не было исторически. К последним можно отнести нурсистов и салафитов (естественно, на территории Азербайджана они не имеют зарегистрированных религиозных организаций).

Исторически были представлены только два направления суннитского толка – шафииты и ханафиты, два других мазхаба были представлены в малочисленном количестве (прим. ред.  – Ислам проник на территорию современного Азербайджана в середине VII века). Из числа христианских организаций, которые мы считаем нетрадиционными, это Свидетели Иеговы. Исторически они не были представлены, но сейчас появились и зарегистрированы в Азербайджане официально.

– Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев объявил 2017 год в нашей стране Годом исламской солидарности и в мае в Баку пройдут IV Игры исламской солидарности. В связи с этим расскажите, пожалуйста, об опыте работы госкомитета в рамках спортивных соревнований, которые проводятся в Баку.

– Да, действительно, в этом направлении есть определенный опыт работы. Так, в 2015 году во время проведения первых Европейских игр вместе с Операционным комитетом игр (BEGOK) для участников соревнований мы открыли многорелигиозный центр, где были представители практически всех религий – имамы, ахунды, раввины, христианские религиозные деятели.  Для каждого из них была своя комната, и любые спортсмены могли проводить там время, совершать соответствующие их религии обряды и молитвы. Следует также отметить и высокий профессиональный уровень работавших там религиозных деятелей, в том числе и отличный уровень владения английским языком.

– В Азербайджане проповеди в мечетях проводятся на азербайджанском языке, но как вы отметили, есть имамы, владеющие несколькими языками. Существует ли потребность проводить в мечетях Азербайджана проповеди на различных языках, что связано и с увеличением числа туристов из мусульманских стран?

– Нужно понимать, что организация хутб в мечетях Азербайджана – это компетенция Управления мусульман Кавказа. В Азербайджане хутбы ведут официально назначенные управлением имамы на азербайджанском языке.

В качестве пилотного проекта рассматривалась возможность проведения хутб на русском и английском языках, но тут нужно отметить несколько моментов. В Азербайджане нет таких мечетей, куда бы ходили, например, только русскоязычные, и вообще, сейчас молодое поколение отдает большее предпочтение английскому языку и они меньше говорят на русском языке. К тому же, многие религиозные деятели получали образование в Бакинском исламском университете и за рубежом – в арабских странах, Иране и т.д., то есть не в русско- и англоговорящей среде. Подчеркну, что сейчас запрещено духовным лицам, получившим религиозное образование за границей,  проводить религиозные учения в стране и влиять на мнение общественности.

Думаю, что в дальнейшем у нас будут имамы, которые говорят на нескольких языках.

– Какую работу проводит Госкомитет по борьбе с религиозным радикализмом?

– Здесь нужно понимать, что выявление и пресечение деятельности радикалов – это компетенция правоохранительных органов. Задача госкомитета – это просветительская и пропагандистская работа.

Известно, что есть определенные группы лиц, которые больше всего подвержены радикализму. Это люди, которые имеют финансовые проблемы и их мотивируют деньги, есть те, которые, так скажем, потерялись и ищут идеологический мотив и им «промыли мозги». Есть авантюристы, которые ищут приключения. Такие люди в основном и идут в радикалы.

Важно, чтобы борьба с религиозным радикализмом была последовательной и продолжительной. Есть совместный с министерством внутренних дел план, в рамках которого осуществляются различные меры. Мы также проводим ряд мероприятий с министерством юстиции.

В этом вопросе очень важна совместная борьба всех стран, поэтому мы активно сотрудничаем с Духовным управлением мусульман России, странами СНГ, Украиной и другими государствами, но это, как я уже отмечал, просветительская работа.

Для укрепления безопасности Азербайджана по инициативе правительства в последние годы были приняты ключевые законодательные изменения. Так, в Уголовный кодекс были внесены дополнения, усиливающие ответственность за религиозный экстремизм, то есть наказание вплоть до 20 лет лишения свободы и пожизненного заключения за действия по насильственному изменению конституционного строя, захвату власти, а также нарушению территориальной целостности страны на почве религиозной вражды, радикализма, фанатизма; также введена уголовная ответственность для так называемых «джихад-туристов» сроком на 15 лет. Кроме того, запрещается осуществлять иностранными гражданами и лицами без гражданства исламских религиозных обрядов и церемоний в Азербайджане и др.

Запущены специальные государственные программы по обучению, поддержке и просветлению молодежи страны.

– Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве с Татарстаном.

– Татарстан, как известно, основа (опора) мусульманства России. Надеемся, что к концу года сможем реализовать один проект с Татарстаном в рамках Года исламской солидарности в Азербайджане, а именно мы планируем организовать конференцию в Татарстане. Также мы хотели бы пригласить хороших ученых и специалистов из Татарстана для участия в соответствующих конференциях в Баку.

5-6 мая в Баку пройдет IV Всемирный форум по межкультурному диалогу, который организует министерство культуры и туризма Азербайджана. На данный форум приглашаются высококвалифицированные специалисты из более чем 30 стран мира. В связи с Годом исламской солидарности в Азербайджане мы организуем в рамках форума отдельную панель, и, конечно же,  мы бы хотели видеть видных ученых и экспертов в данной сфере из Татарстана.

НЕТ КОММЕНТАРИЙ

ОТВЕТИТЬ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.